Модель дошкольного центра-гимназии «Здоровье и развитие»
Составитель: методист-дефектолог
Спец д/с №369 Яккасарайского р-она
Г.Ташкента, для детей с ЗПР
Казанцева Н.В.
Стаж 37 лет
- Общий тезис:
«Модернизация учебного процесса, обеспечивает вхождение ребенка в социальную среду, приобщение всех образовательных процессов, субъектов к культуре , системе человеческих ценностей, для того ,чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным и мог жить и трудиться нашем демократическом обществе»
-И.А. Каримов-
- Тезисный вариант программы:
Дошкольный центр - гимназия-прогимназия - являет собой научную форму коррекционного цикла и для спец дошкольных учреждений (Речевой профиль ЗПР).
- Критерии реализации требований:
- Реализация индивидуального подхода к проблеме воспитания личности.
- Обеспечение естественного жизненного пространства для коммуникативного развития ребенка.
- Целостность воспитания, обучение и развитие как результат единства уели , содержания и процесса подготовленности специалиста
- Преимущество в использовании интерактивных форм занятий.
- Регуляция нагрузки на ребенка, с учетом его индивидуальных ресурсов познания.
- Обеспечение балансирования разных видов деятельности в развитии ребенка
- В организации режима недопустимо использование занятий, в качестве преобладающей формы обучения. Необходим гибкий режим.
- Игровой Фактор, как один из неотемлимых форм , всестороннего развития ребенка , его социализация.
- Вариативность, как свободный выбор способов и видов учебной и внеучебной деятельности.
- Метод обеспечения учебно – воспитательного процесса банком социальных и личностно значимых ситуаций, при максимальном использовании технических средств обучения.
Содержание программы:
- Вводная часть:
- Схема работы «ДЦ»
- Критерии и принципы работы «ДЦ»
- Методологические подходы развивающего обучения
- Общий принцип работы
- Штатные категории
- Социализация учебных блоков
- Охрана и укрепление здоровья
- Интеллектуальное развитие
- Творческое развитие
- Социально - психологическое
- Экологическое воспитание
- Школьная программа
- Приобщение к культуре , как к системе общечеловеческих ценностей.
- Дифференцированная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, предусматривающая формы и методы постепенного увеличения мер воздействия в течении всего периода пребывания детей в «ДЦ».
- Достижение образовательного процесса путем использования комплексных программ и методик , а так же квалифицированного подбора специалистов в системе обучения, лечения, оздоровления и руководства.
- Методологические подходы развивающего обучения в «ДЦ»
- Требования к проведению занятий:
- Начало занятий должно быть необычным.
- Главенствующий дух занятий ОТКРЫТИЕ (ничего не сообщать детям в готовом виде, а помочь домыслить самому)
- Задачу ставить в общей тематике
- Давать паузу для «включения» мыслительных процессов
- Вариативность ответов детей
- Все ответы детей обоснованные
- Учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину
- Приучать выслушивать друг друга до конца
- Развитие речи в любых формах деятельности
- Учить анализировать предыдущее, видеть бедующую многовариативность , взаимосвязь
- Поддерживать ощущения успешности.
- Общий принцип режима работы «ДЦ»
- Создание общей среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (набор детей от 3 до 7 лет – при вариативности учреждения «дошкольный центр-гимназия- дети от 3 до 10 лет»)
- Комплектование групп одновозрастное , не более 12-15 человек.
- Использование гибких графиков работы педагогов, в соответствии с их профессиональными обязанностями.
- Оптимальное сочетание фронтальных подгрупповых, индивидуальных занятий, с нерегламентированной деятельностью детей (студии , клубы, секции, факультативы)
- Применение нетрадиционных форм взаимодействия (семейные клубы для родителей и творческие встречи для педагогов)
- Режим пребывания 10-12 часовой 4 разовым питанием , с комплексом оздоровительных услуг(физиотерапия, плавание, массаж, ЛФК и т.д.)
- Первоклассники 6-летки дневной сон ; дети 2-классники имеют возможность в этот период заняться в игротеках, спорт секциях, (т.е. хобби по интересам).
Штатные категории (функциональность)
- Воспитатель-гувернер:
(организация режимных процессов нерегламентированной деятельности детей; присутствие на уроках; проведение с детьми индивидуальной работы координирует ,инициатирует педагогическое воздействие на детей; обеспечивает профилактические , физические и интеллектуальные нагрузки )
- Штат педагогов специалистов по словесности, математике, иностранным языкам, компьютерному обучению, изодеятельности, ручному труду, природоведение , физо, психологии, муз-эст направление, медики.
- Занятие проводится по расписанию (небольшими подгруппами внутри каждого блока), что позволяет педагогам обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения, и гибкий переход от одного вида деятельности к другой.
- Общая информация:
Программа предусматривает организацию 3 индивидуально-образных маршрутов , на основе результатов диагностики:
- Для детей с трудностями в психологическом развитии и речи
- Для детей с хорошими способностями и нормальной психологической средой;
- Для одаренных детей.
Реализация данных направлений проводится через:
- Проведение занятий
- Взаимодействие с родителями
- Особенности построения образовательных процессов с детьми (правшами и левшами).
- Через психолого – педагогическую диагностику ;
- Использование ТСО;
- Сенсорную систему ребенка
- Ассоциативное ИЗО
- Релаксацию
- Медитацию;
- Игровую психотерапию и развивающие игры.
Специализация учебных блоков
-
- Блок:
«Мойдодыр» - охрана и укрепление здоровья.
- Задачи : Развитие потребностей в активно –двигательной деятельности в формах положительного отношения к здоровому образу жизни, освоение культурно –гигиенических навыков, ознакомление с функционированием человеческого организма, формированием адекватного отношения к себе, как к личности.
- Реализация через: спортивно-массовые мероприятия утреннюю гимнастику , через программу валеологическую службу «ДЦ».:
- Фитолечение, массаж , физиотерапия, ЛФК, хвойные воздушные ванны, бассейн , циркулярный душ м многое другое
- Компьютерная диагностика детей и членов семьи, социально-бытовые условия (необходимый фактор при составлении гибкого оздоровительного режима калорийно диетического питания домашнего типа ( спец заказ с учетом диеты аллергических форм).
- Медиками проводятся занятия по личной гигиене и санитарии и культуре человека.
- Блок.
«Почемучка интеллектуальное развитие»
- Задачи: развитие устойчивого познавательного интереса различных форм мышления; единство форм мышления ; единство форм окружающего мира; закономерность развития; эстетическое восприятие литературных произведений; расширение кругозора; этническое воспитание.
- Реализация через занятие по математики; развитие сенсорики; ознакомление с окружающим миром; лингвистические технологии; через ТСО; исходные формы учебной деятельности; применения научно теоретических знаний (компьютерная форма обучения) и т.д.
Тезис: «Сформировать исследовательскую форму деятельности дошкольника, - значит научить его учиться»
-Д.Б. Элькони-
-
- Блок:
«Арлекино» творческо –эстетического развития»
- Задачи:
Формирование эстетического отношения к окружающему миру истории своего народа, ценностям культуры, живописи музыки , хореографии, театру. Развитие крупной и мелкой моторики , пластической и мимической выразительности.
- Цели реализации:
На занятии эстетического цикла (ИЗО, хореография, музыка , пение, пластика, ритмика, театрально игровая деятельность)
Тезис :
«Красота спасет мир!»
Практиковать в кружковой деятельности : «Театр в д/с»
Знакомство с профессиями: гример, костюмер, режиссер, артист и т.д.
- Блок:
Социально психологическое развитие «Педагог – психолог»
- Задачи: Выполнение правил этикета, культуры поведения и общения, развивает нравственные качества, сознание . эмпатии, эмоциональной отзывчивости, контроль за действиями, формирование навыков самообслуживания, самостоятельности, эстетического формирования окружающей среды.
- Данный блок является универсальным, он включает, нравственное трудовое, эстетическое , экологическое восприятие окружающего мира – индивидуально.
Психолог проводит глубокую индивидуальную работу через игры тренинги, собеседования, консультации, встречи, как с детьми так и с родителями и педагогическим персоналом.
- Блок:
«Зеленая поляна. –экологическое воспитание»
В данном блоке предусмотрено:
- Зимний сад
- Оранжерея
- Творческая лаборатория растений
- Теплица
- Огород
- Опытные участки
- Павильоны
Задачи
- Развитие экологической культуры
- Биологическое мировоззрение
- Познавательные процессы живой и неживой природы
- Эмоциональная отзывчивость
Реализация через:
- комплексные теоретические и практические занятия;
- целостные технологии
- художественный труд
- отобразительную деятельность (ИЗО)
- духовно-развлекательные мероприятия(праздники экологи)
- панораму добрых дел (систематический цикл наблюдения за животными)
- экологическое мышление и сознательность
- организация управленческих действий
- варианты типовой модели (эколого-эстетического, экономического правового воспитания.)
Школьная педпрограмма
- Блок:
«Кабинет звуковой культуры речи, лингафонный кабинет»
Данный блок предусматривает: Максимальное использование ТСО (слайды, аудиоплейеры , телевизионная и радио аппаратура).
Варианты работы не более 2 раз в неделю.
Задачи:
- учет индивидуальных способностей детей
- комплексные формы обучения
- систематичность и последовательность
- вариативность занятий
- максимальная наглядность
- игровая продуктивная деятельность
- устранение упрощенного рац-лог взгляда на преподавания
Необходимые формы работы:
- тесная связь с массовыми и специальными технологиями
- сбалансированный охват всех сторон речи ребенка
- осознанное отношение родителей к развитию звуковой культуры ребенка
- знание возрастных особенностей ребенка
- формирование предпосылок к учебной деятельности
- дифференцированный подход к самоанализу
- дидактические игры на развитие всех сторон речи, и развитие психических процессов.
- Работа с аудиометрами для развития диагностической речи, совершенствование артикуляции , расширение словаря
- Планирование работы с учетом диагностических данных
- Игровая форма развития мелкой моторики
- «Бисерография»
- Работа с аудиоплейерами для совершенствования всех сторон речи
- Использование интерактивных послоговых таблиц для скоростного осознанного чтения.
- Обучение языкам
- Блок
Дополнительный блок.
«Трудовые мастерские» -резьба , чеканка, выжигание , столярные, слесарные, шитье и т.д.